ads

Wednesday, April 17, 2013

HMS Bounty (Баунти. Часть 2. Конструкция)

HMS Bounty (Баунти. Начало и оглавление)

Как уже было сказано ранее, «Баунти» имела классический фрегатный рангоут, т.е. у нас тут три мачты и бушприт. С парусами разберемся позже, сейчас пройдемся по палубам и обустройству внутренних помещений.

Итак, палуб у нас аж целых три: верхняя, нижняя и трюмные платформы. Трюмные платформы соорудили в (сюрприз!) трюме, чтобы вертикально разбить его на два «этажа» в кормовой и носовой частях с целью увеличить количество жилого пространства. Судя по документам, эти платформы были еще на «Бетии», но их почти полностью перестроили. В центральной части осталось громадная утроба собственно трюма, куда по изначальной конструкции судна грузили уголь, и которое можно было бы тоже разделить палубой, но, видимо, решили, что и так сойдет. В любом случае, работать с габаритными грузами в таком трюме куда удобнее.

Всего на борту находились 45 человек, из них большая часть были матросы. Офицером на судне был только один лейтенант Блай. У него, естественно, были помощники — это старший помощник, боцман, хирург, ботаник, плотник, оружейник, клерк, завхоз и их мелкие помощники. Все они были специалистами (в отличие от матросни, таковы реалии того времени), и, как правило, обедали вместе с Блаем в его столовой.

Ниже показан чертеж, взятый из так называемой «Anatomy of the Ship» Джона МакКая. Этот документ считается наиболее полным описанием нашего корабля. Далее будут упрощенные рисуночки, без лишних деталей.


На верхней палубе помещений нет, поэтому сразу ныряем на нижнюю. От носа до шканцев тут находится громадное пространство (1). Здесь матросы обедали, спали, мылись, дрались и все такое. Качка тут ощущалась лучше всего. Здесь же стоит камбузная печь (2). Сюда ведет широкий трап (3) с верхней палубы, очень удобно. Только рояля не хватает.


Дальше расположены несколько маленьких кают: капитанская столовая (4), где обедали не-матросы, кладовая (5) (тоже капитанская, с коньячком), кают-компания (7) с трапами на верхнюю палубу и в трюм, и две каютки (6 и 8) со спальнями капитана и старшего помощника. Тесно, конечно. Куда просторнее в идущей следом большой кормовой каюте (9), которая и должна была выполнять функции выше перечисленных, но в силу спец. миссии корабля, она была полностью выделена под галереи для горшков с саженцами.

Для более наглядной иллюстрации, ниже показаны кадры из фильма «Баунти» 1984 года.
Столовая:


И носовая часть нижней палубы, обиталище матросов:


Спускаемся в трюм на носовую и кормовую платформы. На них куча мелких кают:


Склад парусины (10), склад со шмотками боцмана (11), склад оружейника (12) и склад плотника (13). Потом идут каюта боцмана (14), каюта плотника (15) и две малюсенькие комнатушки — тоже склады: бочек со смолой и мешков с песком для устранения течей. На кормовой платформе тоже весело: каюта ботаника (16), общий гардероб с одеждой (17), каюта судового клерка (18), капитанский склад-гардероб (19), каюта судового врача (20), каюта оружейника (21), каюта завхоза (22), и громадное хранилище зерна (23), куда можно попасть только через труп завхоза. При стандартной загрузке корабля, ватерлиния была немного ниже нижней палубы, т.е. все эти каюты уже находились «под водой».

Еще ниже, между платформами и днищем, тоже есть несколько секций. Это уже то пространство корабля, куда практически не доходит через решетки палуб солнечный свет, а свежий воздух бывает только при тимберовке. Уютно — не то слово.


Носовой склад (24), еще один склад боцмана (25), еще один склад парусов и такелажа (26). В самом центре громадное пространство трюма (27). В нем лежит все, что не поместилось в специализированных помещениях. Думаю, после хорошего шторма найти тут что-нибудь совершенно невозможно. Поэтому для защиты грот-мачты и труб помп от летающих тысечефунтовых бочек в трюме сооружена шахта (28). Рядышком стоит ящик с мешками пороха. Далее идут склад бочек с алкоголем (29), склад для рыбы (30), склад зерна (31) и какой-то кормовой складик для всякой всячины (32), скорее всего еды. Склад с рыбой, конечно, огромен. Видимо, рыбу все очень любили. Уверен, что запах проходил сквозь палубу прямиком в расположенные выше каюты.

Вот такая краткая экскурсия по кораблю. Как сказал доктор Сэмюэл Джонсон: No man will be a sailor who has contrivance enough to get himself into a jail; for being in a ship is being in jail, with a chance of drowning… A man in jail has more room, better food, and commonly better company, что я бы перевел примерно так: «Ни один человек не станет моряком, если ему хватит ума вместо этого сесть в тюрьму; быть на корабле — все равно, что сидеть в тюрьме, только еще и утонуть можно... В тюрьме у тебя больше места, лучше еда и, как правило, приятнее компания». С этим высказыванием сложно поспорить. 45 человек на довольно тесном судне десять месяцев плывут куда-то... нет, остановки для пополнения воды делаются, конечно... только от этого не сильно легче. Но вот даже тогда было очень много народу, кому это нравилось. А уж сейчас все эти трудности только усиливают элемент романтики.

Так, заканчиваем с разглагольствованиями, пора уже приступать к сборке. Детали буду раскрывать дальше по мере завершения того или иного элемента конструкции. Обустройство верхней палубы, а также всего что выше, будет рассмотрено в отдельной части.

Следующая часть: HMS Bounty (Баунти. Часть 3. Инструменты)

No comments:

Post a Comment