По просьбам публикую фотки и процесс сборки деревянной модели «Баунти» в масштабе 1:45. Я покупаю этот одноименный партворк в киосках «Роспечати». В этом есть определенная прелесть: контролируется темп сборки, и, таким образом, получается делать все более аккуратно.
Картинка с официального сайта http://bountyship.ru.
Содержание всего цикла:
HMS Bounty (Баунти. Часть 1. История)
HMS Bounty (Баунти. Часть 2. Конструкция)
HMS Bounty (Баунти. Часть 3. Инструменты и литература)
HMS Bounty (Баунти. Часть 4. Сборка корпуса)
HMS Bounty (Баунти. Часть 5. Обшивка корпуса)
HMS Bounty (Баунти. Часть 6. Обустройство корпуса)
Для начала немного истории.
Итак, Его Величества корабль «Баунти». Его — потому, что тогда королем Соединенного королевства Великобритании и Ирландии был Георг III. «Баунти» была небольшим судном, которое-то и кораблем по большому счету назвали только из-за статуса миссии, ради которой ее снарядили. Ранее она была «Бетия», плоскодонный грузовик предназначенный для перевозки угля. Впрочем, возила ли она уголь или нет, — в источниках это не раскрывается. Известно только, что организаторами экспедиции она подбиралась в том числе и с оглядкой на судно Кука «Индевор», а уж оно точно был углевозом. Через четыре года после постройки, в 1787 году судно было выкуплено Ройял Нэви за £1950 для специальной миссии: перевозки ростков хлебных деревьев с островов Таити на Ямайку. Чтобы их там выращивать, и рабов задешево кормить. Миссию придумал известный ученый-ботаник сэр Джозеф Банкс, который плавал в свое время с Куком. Сэр Банкс был настолько предан и полезен своей профессии, что когда Кук называл в его честь только что открытый залив у берегов Австралии, то дал ему имя Ботанический залив. А не залив Банкса, как следовало бы полагать.
Вот он, кстати, сэр в красном кафтане с газетой в руке. Рядом — в модной фотогеничной позе того времени — машет треуголкой Кук, в руке у него тоже какой-то конверт с бумагами. Видимо, инструкции по назначению заливу нового имени.
А вот и хлебное дерево.
Одновременно с «Бетией» в конкурсе на спец. миссию принимало участие еще 4 судна, но «Бетия» победила за счет своего плоского дна, что очень актуально для южных морей, где налететь на риф и лечь на борт проще простого, а также за счет своих ходовых качеств: это подтвердили испытания, а Блай потом неоднократно употреблял словосочетание an excellent sea boat. Так «Бетия» получила новое имя «Баунти». Ее парусное вооружение было приведено в соответствии с принятым в военном флоте для судов класса «корабль», в громадном трюме были добавлены две платформы, немного изменены контуры фальшбортов и добавлены четыре 4-фунтовых пушки. Пушки были нужны потому, что Властелин Морей Ройял Нэви не мог себе позволить поднимать Юнион Джек на судне без пушек: рыбы засмеяли бы. К тому же нужно же из чего-то красиво салютовать. Реальной боевой силы эти пушки-пукалки не представляли, хотя для миссии на Таити годились как нельзя лучше: чем больше дыму, тем эффектней для туземцев. Реальное же практическое вооружение состояло из десяти фальконетов.
Таким образом, имея стандартное парусное вооружение и пушки, «Баунти» получила право называться кораблем, однако так ее называют только сейчас (полагаю в дань ее известности). Тогда же по всем бумагам она проходила как вооруженное судно. Опять-таки, чтобы рыбы не засмеяли. Как можно называть кораблем скорлупку водоизмещением 220 тонн? Ею даже командовал не капитан, а лейтенант (который при этом все-таки был капитаном судна, — такая вот путаница у них там в Британии).
В общем, дальше началась история, сюжетом доводившая своих неизбалованных Голливудом современников до холодного пота, а сейчас вызывающая лишь скучающее позевывание.
Корабль снарядили командой из 45 человек и загрузили провизией на 18 месяцев. Лейтенант Уильям Блай, назначенный Адмиралтейством командовать «Баунти», отправился в миссию в конце декабря 1787 года. Блай питал определенные амбиции по поводу этого плавания. Он скромно хотел под шумок совершить кругосветное путешествие, что по тем временам было чуть проще, чем сейчас слетать на Луну.
Маршрут из Англии (1) он построил через мыс Горн (2) в южной оконечности Южной Америки, известный также тем, что хорошая погода там всего три дня в году. Далее предполагалось плавание непосредственно к Таити (3), где будут загружены деревья, а оттуда уже через мыс Доброй Надежды (4) в южной точке Африки (который ранее носил название мыса Бурь, что характеризует его как нельзя лучше) проследовать к Ямайке (5), а там уже назад домой по северным пассатам.
Но планам Блая не суждено было сбыться. Подойдя к мысу Горн ранней весной, «Баунти» была встречена ужасной погодой и ураганным встречным ветром. Попытки лавировать не увенчались успехом, при этом на беспощадное сражение со стихией был потрачен целый месяц и незнамо сколько нервов. В итоге, едва избежав первого бунта, Блай согласился повернуть назад и идти к Таити через Африку. Получается огромный такой бестолковый крюк, но деваться некуда.
Наконец, 26 октября «Баунти» ставит якорь в заливе Матавай, Таити. Почти год плавания кого хочешь сведет с ума, а тут еще и таитянки эти полуголые и солнышко с песочком. Команда моментально разложилась. Сам Блай держался как настоящий джентльмен и провел достойные переговоры, выторговав у местного вождя хлебные деревья. Таитянцы чувствовали, что где-то тут подвох, потому что было смешно менять зеркала и расчески на деревья. И Блаю пришлось придумывать истории про страсти короля Георга к садоводству.
В общем, ростки загрузили на борт корабля, но выходить в открытое море пока они не окрепнут было нельзя, поэтому экспедиция была вынуждена задержаться за острове аж до 4 апреля. За это время матросы окончательно потеряли уставной вид и дисциплину. Мало кому хотелось покидать земной рай. Только боязнь виселицы заставила большую часть команды загрузиться на борт, хотя некоторые все же решились остаться.
По ходу обратного плавания менее чем через месяц произошел вполне предсказуемый бунт. Блай настолько взялся восстанавливать дисциплину, что откровенно перегибал палку. Потом на суде Адмиралтейство не заметило в его действиях ничего эдакого, однако избалованная команда не выдержала тирании и ссадила Блая с кучкой сохранивших лояльность людей на баркас и оставила в открытом море. Деревья полетели следом прямо в воду. Это самая трагичная часть истории, столько ухаживать за невинными деревцами, а потом так их уничтожить.
Блай и горстка его товарищей, пользуясь лишь секстантом, без карт, семь недель бултыхались в семиметровом баркасе пока не пристали к острову Тимор, пройдя 6000 километров. И ведь действительно Тихий океан оказался тихим. Ну и нужно также отдать должное картографической памяти и навигационному таланту лейтенанта Блая. Причалив, он, заросший и просоленный, пошатывающейся походкой, но при полном обмундировании и со шпагой, вышел на пристань к встречающим и сказал примерно следующее: «Я лейтенант Блай, командир Его Величества корабля «Баунти», прибыл доложить о факте пиратства и захвата моего судна».
Это было самое грандиозное плавание в океане на баркасе. И, определенно, этот баркас — самый прославленный из всех. К сожалению, Блай вынужден был его продать на Тиморе. Можно понять чувства лейтенанта, после такого лодка казалась ему самым близким товарищем.
Сам же «Баунти» тем временем вернулся на Таити, загрузил таитянок и отчалил в поиске пристанища. Флетчер Кристиан, главный герой-мятежник, нашел малюсенький островок (ныне Питкэрн), не отмеченный на большинстве карт. Команда сгрузила все ценное на берег, а корабль был сожжен. Вот и вся история. Ну, там еще было продолжение, что этот остров потом повторно открыли в XIX веке, и нашли потомков тех мятежников и даже одного старикана из команды, но судить его уже не стали.
А Блай вернулся в Англию, состоялся суд, там лейтенанта полностью оправдали, повысили в звании и он смог на двух других кораблях все-таки доставить хлебные деревья на Ямайку.
Продолжение: HMS Bounty (Баунти. Часть 2. Конструкция)
No comments:
Post a Comment