Итак, долгожданное продолжение. Шестая часть эпопеи по сборки модели посвящена «обвесу» палубы и корпуса. На этом длинном и насыщенном этапе судну будет придан законченный вид, исключая парусное вооружение, такелаж и рангоут. Так как обвешивание корпуса не монолитный процесс, эта глава будет содержать множество мелких параграфов, каждый по своей части.
Руль. Эта часть оборудования «Баунти» не была чем-то особенным, самый что ни на есть обычный руль. Единственное, что Маккай отдельно упоминает в описании судна: гельмпорт — дырка в подзоре кормы, через которую проходит баллер руля — был закрыт кожаной накладкой — брюканцем, чтобы морская вода не попадала в большую каюту, где стояли нежные хлебные деревья. Понятно, что если б деревьев не было, дырка все равно была бы закрыта, но простой парусиной.
Насчет всех этих брюканцев и прочих баллеров. Исторически сложилось, что любая, любая, деталь на корабле называется своим специфическим названием, заимствованным из голландского, немецкого, английского или французского языка (с кем в тот или иной период времени дружили, у того и заимствовали). Поэтому я часто буду говорить на птичьем языке, чтобы хоть половина написанного была понятна.
Я решил сделать свой. Но сильно мучиться с ним не хотелось, поэтому выбрал свой оригинальный способ. Из реек, которыми обшивали корпус, сделал обод: наклеил рейки на шаблон и сточил напильником. Потом проделал нужное количество отверстий и вставил в них зубочистки. Дерево из которых они сделаны отвратительно. Буду учитывать это на будущее.
После морения и лакировки получилось что-то более-менее вменяемое.
Установлен на новых стойках разного размера, чтобы барабан был параллелен ватерлинии.
Общая картина, для сравнения на палубе лежит оригинальный штурвал.
Бочки. Решил использовать те, что шли с партворком. Дополнительно выделил обода и швы между досками, хотя швы, наверное, получились слишком жирными. Но так веселее. Блестят, потому что только что пролакированы.
Кнехты. Это пеньки, торчащие по бортам и планширю, на которые удобно наматывать концы такелажа для закрепления. По-моему, намного удобнее пользоваться утками, но тогдашним морякам виднее.
Масштаб в Анатомии очень удобный. Измеряй все размеры и умножай на 2 с хвостиком.
Кнехты на месте.
Кормовые галереи и украшения. Рамы окон и узорчатые наличники выполнены из латуни. Перед установкой я их отшлифовал нулевкой и дал немного окислиться, чтобы получить приятный цвет. Вставлять рамы в проемы оказалось неожиданно очень сложно. Но результат мне нравится.
Боковые галереи были обшиты медными листами. Издатель предложил нам литые заготовки. Покрасил их черной краской, затем сухой кистью прошелся сверху бронзовой. Получилось вполне сносно, если б не ужас от того, что черная матовая краска блестит и выдает фальшивку,— видно, что галерея просто наклеена на борт. К счастью, этот эффект наблюдается только при прямом освещении.
Насчет украшения кормы, а особенно рогов изобилия наверху, сломано много копий.
На репликах и рисунках «Баунти» множество вариантов расположения этих рогов, на некоторых их нет вообще.
Фильм «Мятеж на „Баунти“» 1935 года. Задействованный в съемках корабль — реальное судно (да-да, в тридцать пятом году двадцатого века еще были парусники не для развлечения), корма которого была переделана.
В 1962 году сняли ремейк этого фильма, для чего в 1960 году построили настоящую реплику. Вот она:
Считается самой точной репликой. К сожалению, погибла от урагана Сэнди. Судно знаменито тем, что снималось во множестве фильмов.
Вот например. «Пираты карибского моря: Проклятье „Черной жемчужины“», 2006. Исполняет роль торговца «Эдинбург».
Вот еще: «Робинзон Крузо», 1997.
Еще одна реплика снялась в самом лучшем фильме про себя, фильм 1984 года. С Энтони Хопкинсом и Мелом Гибсоном, с музыкой Вангелиса. Там корма выглядит так:
Есть и такой вариант:
В общем, Адмиралтейство не сочло нужным донести до потомков то, как выглядели украшения кормы, поэтому остается только гадать. Я решил сделать по предложенному в партворке варианту, потому что он ничем не лучше или хуже других.
Продолжаем устанавливать оборудование на главной палубе.
Вот кат-балки. Болванки, в которых надфилем выпиливается блок и готовый результат.
Заодно также виден установленный брашпиль (большущая така катушка). С помощью всех этих штуковин вытаскивали и крепили якоря.
Следующий этап — гальюн и иже с ним. Все эти замечательные гед-тимберсы, чиксы, хербрекеты и планшири гальюна. Каждая дощечка имеет свое название. Одна из классических ошибок — неверное выставление гед-тимберсов относительно продольной и вертикальной осей. Они должны быть строго перпендикулярны продольной оси и строго параллельны плоскости шпангоутов. В партворке это требование нарушается.
Баркас. Это тот самый баркас, на котором Блай смог пересечь несколько тысяч миль пользуясь лишь секстантом и компасом, хотя где-то было утверждение, что у него были и навигационные таблицы. По пути к Тимору через Большой барьерный риф Блай открыл с десяток новых островов и смог занести их на карту, давая всем им названия, напоминающие об Англии, что сильно поднимало дух отчаявшихся моряков. Всего в баркасе было 18 человек (еще одного потеряли в первые же дни во время стычки с враждебными туземцами). Все время, когда смотрю на эту скорлупу пытаюсь понять, как они в ней разместились и жили больше месяца...
Партворковский вариант не очень похож на оригинальный баркас. Особенно в месте планширя и уключин. Но в целом я остался доволен.
Баркас, закрепленный на палубе на своих кильблоках.
Нактоуз. Это шкафчик перед штурвалом, где лежат компасы и хронометры, а также устроено освещение (масляной лампой, черная труба — как раз для вытяжки) и максимальная герметичность, чтобы вода не повредила дорогостоящие инструменты. Нактоуз из партворка, как и штурвал, совершенно никуда не годятся. Нактоуз-лилипут слева в сравнении с моим нактоузом в правильном масштабе справа представлены на следующей фотке.
Я просматривал в интернете фотографии тех, кто уже собрал партворковский крошечный нактоуз и поставил его на палубу. Что я могу сказать... только еще раз повторить свои слова насчет штурвала: это ужасно.
Кстати, на «Баунти» нактоуз из-за тесноты стоял в очень неудобном месте — практически вплотную к штурвалу. Компасы и хронометры рулевой со своей позиции толком не видел, приходилось постоянно изгибаться и присматриваться.
Помпы достались «Баунти» от «Бетии» и стояли на своих местах. Стволы помп доходили до самого дна трюма и выкачивали воду прямиком на верхнюю палубу. Работали они при этом только «на мокрую», т.е. чтобы заставить поршни выкачивать воду, весь ствол нужно было заполнить водой. Блай был очень изобретательным офицером и быстро обнаружил, что прокачка воды по помпам помогает охладить нижние палубы в адскую тропическую жару. К тому же, это было великолепное упражнение, чтобы занять матросов. Одна команда лила воду в ствол левой помпы, а вторая — выкачивала эту воду правой.
Рядом с помпами расположен кабестан (или шпиль). Более нелепого места для него придумать сложно. Более того, на «Бетии» вместо решетки находился шкафчик для инструментов. Т.е., пользоваться кабестаном было очень неудобно, если не сказать невозможно. Скорее всего его использовали только для легких грузов, или для подъема шлюпок, хотя для такого веса вполне подойдет обычная таль и несколько матросов.
На корме расположился шкафчик для флагов. Его едва впихнули вплотную к гакаборту. Из-за этого форма двери получилась непрямоугольной. Шкафчик, как и пушки, был жизненно необходим любому судну, выходящему под флагами Его Величества.
Скоро сделаю еще несколько фоток и дополню эту главу. А дальше — рангоут и такелаж, где наступит окончательная красота. Так что продолжение следует.
No comments:
Post a Comment