ads

Tuesday, April 9, 2013

Музей истории школы №3 Протвино (часть 1)

Небольшая фото-экскурсия по школьному музею, как было обещано ранее (Музей истории школы №3 Протвино (введение)).

Для начала небольшое отступление в виде моей традиционной пятиминутки гнева. Оказывается, понятия "школа" в официальном языке бюрократов нет. Хм... Следуя их логике, и слова "бюрократ"-то нет. Есть, видимо, понятие "бюрократический субъект", наряду с "лесным массивом", "денежной массой", "светофорным объектом" и прочее и прочее. Так вот, то, что мы привыкли называть школой, называется на самом деле "муниципальное бюджетное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа". Именно так, ничего сокращать нельзя. А то а-та-та. Вот и пишут МБОУ СОШ. Особенно доставляют картинки, которые вываливаются в гугле по поиску "эмблема школы":


(взято с сайтов школ №174 Нижнего Новгорода, №71 и №1929 Москвы).

Ласточки, листочки, мудрые добрые совы, белочки, веселые улыбки, первоклашки и МБОУ СОШ. МБОУ СОШ! Психика ребенка испорчена с детства.

Но тем не менее, в особо жаргонных случаях можно писать просто СОШ. Я прямо представляю, как бюрократические субъекты лили слезы досады, разрешая эту поблажку. Все, пятиминутка закончена, уложились даже быстрее =)

Сделал временный логотип Музея. Не фонтан, понимаю, но вроде даже приятный и многим понравился.


Теперь непосредственно фотки. Нужно сказать, что их пока мало, и полноценного рассказа не получится. Поэтому, видимо, будет продолжение. Необходимое замечание: к сожалению, фотографировали в определенной спешке и забыли снять с некоторых экспонатов таблички с описанием. Сейчас эти таблички, как и полагается, лежат рядом с экспонатами, а не на них. Также я буду позволять себе комментарии из моего школьного детства, если не смогу сдержаться =) Ну и еще раз спасибо +Andrew Mandrik за фотки.


Это моя любимая часть. То, чего сейчас нет в мбоусошах, но было в советских школах. Небесная сфера, астрономические таблицы и учебники, телескоп и совершенно сногсшибательная модель Солнечной системы. Ладно, сейчас можно обойтись и без громоздкой модели, заменить ее фильмом или интерактивной программой, но ведь астрономии-то в школьном курсе больше нет. Зато есть другой новый предмет...

Гхм... идем дальше.


Тоже работающая. Честно сказать, подходить было страшно =) Все ждал, когда она оживет и проглотит мне полруки. Вообще, иметь печатную машинку было мечтой детства. Но мама говорила, что ее нужно регистрировать в милиции, а при слове "милиция" я, как любой нормальный советский ребенок, благоговеющие замирал и соглашался на все, лишь бы не вызвали милиционеров. В школе у нас было очень много методического материала, напечатанного на машинке. И даже до конца девяностых они исправно работали. Сейчас это, конечно, дремучая старость.


Граммофоном и сейчас не удивишь, вещь редкая, но для ценителей дорогая. Тогда же -- вполне себе обыденность. У меня дома было два штуки. Одно из первых ярких впечатлений от начальных классов -- нам показывали какой-то фильм, и звук для него играли с граммофона. Даже для того времени это было уже анахронизмом, но ведь работало...


Колокольчик! Настоящий! Звенит как корабельная рында. Думаю, если приложится как следует, услышат на всех этажах школы. Еще в кадр попала папка с нарезанными листочками с буквами и слогами. Такая у меня тоже была в детстве. Пользоваться было невозможно. Кажется, я ее уничтожил на следующий день =)


А это уже то, чего я не застал. Вернее, я был октябренком, но в пионеры уже потом не брали: демократия пришла в страну.
Прекрасно помню, как первый раз попал из детского крыла школы в основное крыло, где уже учились с пятого по одиннадцатый классы. Я был в кабинете завуча и читал какой-то отрывок. У меня было очень медленное чтение (меньше 60 слов), и все думали что же со мной делать. Я прочитал отрывок, он чудесным образом оказался знакомым, я его пересказал без запинки, получил индульгенцию и меня оставили в покое. А через два года я читал быстрее всех в классе.
Ну вот, выйдя из кабинета, я заблудился и пошел не в ту сторону, и напоролся на уголок пионеров. Ну, уголок -- это мягко сказано. Там вся стена была в флагах и знаменах. Вот это был шок. Но, нужно сказать, положительный. Это одна из трех сильнейших ассоциаций детства, которые остались у меня на слово СССР. Вторая -- это закатное небо в городе, и тысячи кранов на его фоне, которые строят новые дома.

А третья -- ракета "Восток" и "Спутник-1".


Тут, правда, не "Восток", а "Восход", насколько я еще помню... В любом случае, классика. Как у меня получилось с 60 слов разогнаться до 150? Однажды в школьной библиотеке мне попалась книжка про космос. Там было все, и Гагарин, и Луноход, и планеты и звезды и галактики. После этого я глотал книжки про космос одну за другой. Родители быстро поняли что к чему и регулярно снабжали меня новой литературой.


Относительно старые книги. 37, 41 годов. Где-то там еще и дореволюционный учебник истории. Нужно будет им заняться.

Парочка общих видов малого зала:



В шкафу за стеклом стоят буквари. Неоднозначно отношусь к творчеству Макаревича, но строки "Наше общее детство прошло на одних букварях,/Оттого ничего никому объяснять и не надо" -- в самую точку. Я считал и считаю, что буквари и учебник истории должны быть для единой страны едиными. Точка.

На этом на сегодня закончим. Возможно, я местами перегнул палку восхваляя старую школу и, тем самым, как бы критикуя современную. Но цели такой не было, правда. Времена меняются, должна меняться и школа, вместе с новыми дидактикой и педагогикой. Кстати, а это идея: сделать сравнение... =) надеюсь, результаты будут вселять оптимизм.

Продолжение: Музей истории школы №3 Протвино (часть 2)

2 comments:

  1. А как тебе понравится "МУДОД "Музыкальная школа""?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Великолепно! Я так понял, это от "Муниципальное учреждение дополнительного образования". Хотя есть и похлеще =)

      Delete